Обязательным атрибутом современного автомобиля является система SRS. Если он будет работать исправно, то люди, находившиеся в машине в момент аварии, останутся живы. В противном случае последствия аварии могут быть непоправимыми.
Долгая история использования подушки безопасности показала, что это изобретение спасло многих людей от неминуемой смерти. Эта сложная система срабатывает через несколько долей секунды после столкновения. Это единственный способ на 100% защитить всех в автомобиле. Сегодня мы разберемся, что такое подушки безопасности в автомобиле и как они функционируют.
Что такое подушки безопасности
Подушка безопасности является обязательным компонентом системы пассивной безопасности автомобиля. Подушка необходима для защиты всех, кто находится в машине, от травм при аварии. На самом деле, несмотря на свое название, подушка безопасности совсем не похожа на подушку, на которой мы привыкли спать. Однако есть одно общее свойство: мягкость. Подушки безопасности в автомобиле делятся на несколько видов:
- лобовые, которые располагаются в передней части автомобиля;
- боковой, расположенный сбоку;
- шторы, размещенные над боковыми окнами;
- колено, защищают ноги человека.
Когда вы каждый день водите машину, вы даже не задумываетесь о том, что в машине присутствует этот обязательный атрибут. Ведь подушки безопасности в машине свернуты и спрятаны под обшивку.
Как устроены подушки безопасности airbag в автомобиле
Нельзя сказать, что устройство подушки безопасности в автомобиле сложное. Пакет подушек безопасности включает в себя несколько компонентов. Это сумка, датчики удара и газогенератор.
1. Сумка
Он выполнен в виде тончайшей оболочки из нейлона, имеющей несколько слоев. При этом толщина каждого слоя составляет менее 0,4 мм. Несмотря на это, сумка не боится сильнейших кратковременных нагрузок. Он находится в специальной покрышке, скрытой за пластиковой или тканевой подкладкой.
2. Датчики удара
Эти элементы обычно размещают в передней части автомобиля. Их задача – обеспечить быстрое срабатывание подушки безопасности в автомобиле. Сенсоры моментально подают ей сигнал о столкновении, если скорость превышает 20 километров в час. Кроме того, он также анализирует, насколько сильным был удар. Это значит, что система подушек безопасности в автомобиле сработает, даже если машина стояла на стоянке, но в нее с большой силой врезался другой водитель.
Датчики делятся на несколько типов:
- барабаны, срабатывают, если автомобиль пережил сильный удар;
- датчики пассажирских кресел фиксируют, сколько человек в данный момент находится в машине, и не дают
- сработать другим подушкам безопасности, если в момент аварии в машине находился только водитель.
Система подушек безопасности в автомобиле включает в себя акселерометры. Они необходимы для определения местонахождения транспортного средства.
3. Газогенератор
Ранее в системе подушек безопасности использовался только 1 пиропатрон. В результате было непросто отрегулировать подачу газа к подушке с учетом роста и положения пассажира или водителя. Сегодня подушки безопасности в автомобиле оснащены двумя пиропатронами. Основной подает 80% газа (мягкая посадка). Еще включается в работу, если удар был такой силы, что нужна усиленная защита.
Важно, чтобы все элементы подушки безопасности были в рабочем состоянии. В противном случае не будет гарантии эффективности защиты от удара.
Как срабатывают подушки безопасности в автомобиле
Каков принцип срабатывания подушек безопасности в автомобиле? В случае аварии подушки безопасности должны открыться. И все это происходит за доли секунды. Такая скорость возможна благодаря тому, что они наполнены особым газом. Человеческий глаз не в состоянии увидеть, как работает система безопасности. Что происходит, когда открывается подушка безопасности:
- Кузов автомобиля испытывает сильный удар.
- Датчики автоматически срабатывают и подают сигнал.
- ЭБУ дает команду охранной системе, после чего срабатывает детонатор. Это заряд таблеток натриевой кислоты. В результате нагревается газ аргона или озона, который под давлением 250 МПа выходит наружу. Прежде чем это произойдет, газ остывает, потому что проходит через металлический фильтр. Подушка безопасности полностью заполнена, она открывается через 30 миллисекунд после подачи сигнала электронными датчиками. Раскрытая подушка полностью заполняет свободное пространство между человеком и кузовом автомобиля.
- При срабатывании подушек безопасности в автомобиле удар в голову происходит именно по ним. 90% энергии удара гасится, а человек остается невредимым. В случае аварии исключены удары по рулю, стойкам и панелям. То есть тело человека ударяется о мягкую подушку, а не о твердые элементы тела. А люди, пострадавшие в ДТП, не получают серьезных травм, несовместимых с жизнью. Достаточно мягкая подушка безопасности удерживает тело от внутренних повреждений. Ведь большой процент смертей при столкновении происходит из-за того, что внутренние органы ударяются о костные структуры при резком торможении человека в результате удара. Если при аварии мозг ударяется о кости черепа, происходит травма, несовместимая с жизнью. Принцип работы подушки безопасности в автомобиле основан на том, что она постепенно гасит инерционную скорость движения, и тело человека не останавливается так резко.
- После открытия подушки безопасности газ начинает понемногу выходить. Это необходимо для того, чтобы пострадавшие могли беспрепятственно покинуть транспортное средство. Подушка безопасности в машине постепенно сдувается.
Чтобы понять, как работают подушки безопасности в автомобиле, нужно разобраться в конструкции конкретного автомобиля. Ведь в автомобиле можно установить только две подушки безопасности. Количество аварийных элементов еще выше. Например, в некоторых автомобилях подушки безопасности размещены в каждой плоскости.
Следует помнить, что система подушек безопасности может защитить только от первого столкновения. Однако может произойти авария, при которой будет 2-3 последовательных удара. Кроме того, подушка безопасности используется только один раз.
В стандартной ситуации, когда вы просто едете на машине, подушка безопасности никогда не раскроется. Дело в том, что он оснащен датчиками. Раскрытие информации происходит при определенных обстоятельствах, например, при столкновении. И если водитель случайно слегка заденет бампером высокий бордюр, система подушек безопасности никак на это не отреагирует.
Чтобы узнать, как изготавливают эирбеги и как они раскрываются, изучите следующее видео:
Сколько подушек безопасности бывает в современных автомобилях
В настоящее время до сих пор выпускаются устаревшие модели автомобилей без подушек безопасности. Но с годами их количество значительно сократилось.
Сколько подушек безопасности в машине? На современных автомобилях ставится от 2 до 7 подушек безопасности. В редких случаях встречается 8-10 шт.
Все подушки безопасности в автомобиле делятся на несколько видов:
1. Фронтальные
Фронтальные подушки безопасности для водителя и переднего пассажира встречаются на большинстве современных автомобилей. Они защищают от удара носом автомобиля, например, при лобовом столкновении.
Фронтальные подушки безопасности предотвращают удары человека о панель автомобиля, замедляя движение тела при аварии. Благодаря им потеря скорости человеком происходит медленнее, а значит, снижаются перегрузки, снижается риск внутренних травм.
Фронтальная подушка безопасности водителя расположена в центральной части рулевого колеса, а подушка безопасности пассажира — в верхней части передней панели. Эти две подушки отличаются друг от друга размерами, ведь зазор между головой водителя и рулем меньше, чем зазор между головой пассажира и панелью. Кроме того, подушка безопасности пассажира оснащена специальной кнопкой, нажав на которую, можно отключить подушку безопасности. Это делается в случае, если на сиденье находится ребенок в детском кресле.
Фронтальные подушки безопасности в автомобиле срабатывают только при столкновении. Обратите внимание, что в автомобиле с подушками безопасности на передней панели будет надпись «airbag». Во время вождения не держите багаж и любые предметы в руках. Нельзя подпирать ногами область, в которой находится подушка безопасности. В противном случае при срабатывании подушки безопасности человек может получить травму и будет виноват в этом.
Подушки безопасности фронтального типа устанавливаются даже на недорогие автомобили, в том числе и на автомобили российского производства, такие как Lada Granta.
2. Передние боковые эирбеги
Подушки такого типа устанавливаются на автомобили реже, чем фронтальные. Обычно они поставляются с автомобилями премиум-класса в расширенной комплектации. Такие подушки безопасности защищают плечевую зону, бока и таз от ударов, если столкновение произошло с бортом автомобиля. Чаще всего их размещают в боковой зоне передних сидений, там, где находятся двери автомобиля.
Как перевозить грузы в автомобилях с боковыми подушками безопасности? Не оставляйте громоздкие предметы в дверных карманах. Ведь при столкновении они могут помешать нормальному раскрытию подушки безопасности или нанести вред пассажиру или водителю.
Фронтальные боковые подушки безопасности устанавливаются как на современные российские автомобили, такие как Лада Веста, так и на бюджетные автомобили иностранного производства, например Рено Логан, Датсун Он-Ду.
3. Шторка безопасности
Этот элемент предназначен для защиты головы человека при боковом столкновении. Защитные жалюзи делятся на два типа:
- для защиты переднего ряда сидений;
- для защиты передних и задних сидений.
Воздушные завесы монтируются в боковой зоне крыши автомобиля, непосредственно над окнами и в боковых стойках. При аварии открытая шторка закрывает боковые окна автомобиля. Таким образом, исключены травмы от разбитого стекла, нет удара о стойки и твердые элементы автомобиля.
4. Коленные эирбеги
Целью подушки безопасности для коленей является предотвращение удара по коленям человека при лобовом столкновении. Подушка водителя расположена под рулем в нижней части панели. Коленная подушка безопасности пассажира расположена перед пассажирским сиденьем.
Если ваш автомобиль оснащен такой подушкой безопасности, вам следует правильно отрегулировать сиденье водителя. Ноги человека должны находиться на расстоянии не менее 10 см от нижней части панели.
Встретить подушку безопасности водителя такого типа можно на автомобиле С-класса среднего ценового сегмента, например, Volkswagen Golf, Suzuki. Коленная подушка безопасности пассажира устанавливается исключительно на внедорожники премиум-класса, такие как Toyota LC200.
5. Задние боковые эирбеги
Зачем нужны подушки безопасности такого типа? Они предотвращают удары в плечо, боковую область и таз задних пассажиров. То есть цель использования задней боковой подушки безопасности такая же, как и у передней боковой подушки безопасности. Задние подушки безопасности расположены в нижней части боковой обшивки машины, сбоку от заднего ряда сидений.
Подушки безопасности такого типа устанавливаются на некоторые современные автомобили, например, на Skoda Octavia.
Если вы видите обозначение airbag, значит, подушка безопасности в автомобиле находится в этом месте. Надпись выдавливается на пластиковую панель или наносится на тканевую бирку.
На пластиковых элементах отделки чаще всего указывают передние, коленные, задние боковые и шторки безопасности. Расположение передних подушек безопасности указано на тканевых бирках по бокам сидений.
Не нужно демонтировать обивку салона в районе расположения подушек, если аккумулятор не отключен. В противном случае может произойти раскрытие подушки безопасности, в результате чего человек получит травму.
Что делать, если сработали подушки безопасности
По умолчанию подушки безопасности раскрываются в случае серьезной аварии. Поскольку они одноразовые, после срабатывания подушек безопасности в автомобиле их необходимо заменить.
Кроме того, должны быть установлены новые электрические датчики, а также детали обшивки, пришедшие в негодность после срабатывания подушек безопасности. Естественно, может возникнуть необходимость в ремонте автомобиля, пострадавшего при столкновении.
В некоторых случаях владелец автомобиля отказывается восстанавливать транспортное средство. Ведь цена ремонта может быть больше, чем цена точно такого же нового автомобиля.
Как еще взорвать подушки безопасности в машине? Иногда срабатывание подушек безопасности происходит без аварийной ситуации. Например, когда неопытный автовладелец начинает разбирать обшивку. Тогда автомобилисту придется покупать подушки безопасности для автомобиля. Цена продукта может достигать 10 000–20 000 рублей. Кроме того, необходимо учитывать затраты на ремонт.
Специалисты не рекомендуют производить замену подушек безопасности своими руками после ДТП. Дело в том, что в этом случае вы не сможете проверить, правильно ли они функционируют. Это можно сделать только в случае аварии. А это чревато тем, что подушки безопасности не сработают. В результате пострадали и пассажиры, и водитель.
Можно ли установить в автомобиль дополнительные подушки безопасности
Некоторые автовладельцы задаются вопросом, можно ли установить дополнительные подушки безопасности. Например, на момент покупки автомобиля бюджет был ограничен. Спустя несколько месяцев средства были накоплены, и новый владелец автомобиля захотел сделать транспортное средство более безопасным.
Теоретически сделать это возможно, но на практике придется потратить большую сумму. Кроме того, не каждый мастер согласится выполнить такую установку. Выгоднее будет купить еще один точно такой же автомобиль, в котором уже есть дополнительные подушки безопасности, а не пытаться установить в машину подушки безопасности, а также датчики, блоки управления. Поэтому следует понимать, что установка дополнительных подушек нецелесообразна и не проводится.
Совместная работа подушек безопасности и ремней безопасности
Многие неопытные автовладельцы уверены, что при оснащении автомобиля подушками безопасности человек полностью защищен от травм, поэтому при вождении пристегиваться не обязательно. Самый находчивый, чтобы не сработал датчик ремня безопасности, пропустить его сзади и поставить в замок. Это невозможно.
Дело в том, что подушки безопасности были сконструированы таким образом, что их необходимо использовать вместе с ремнями безопасности. Поэтому, когда человек, не пристегнутый ремнем безопасности, попадет в аварию, он продолжит движение вперед по инерции. В этом случае подушка, которая должна его защищать, раскроется перед его лицом на скорости 200 километров в час. Это означает, что человек может серьезно пострадать.
Именно поэтому так важно всегда использовать ремни безопасности по их прямому назначению. Кроме того, они могут защитить вас, даже если в машине нет подушек. А вот подушки безопасности будут корректно работать только с ремнями.
Как проверить подушки безопасности
Если вы покупаете подержанный автомобиль, вы должны не только убедиться в его исправности, но и протестировать работу подушек безопасности. Как проверить подушки безопасности при покупке подержанного автомобиля?
В первую очередь следует убедиться, что они должны быть в этой машине. Поэтому первым делом нужно найти обозначения SRS или Airbag, расположенные на руле или передней панели. Рядом с надписями не должно быть царапин и трещин, ведь это говорит о том, что подушки уже использовались. И вряд ли бывший владелец машины стал тратить деньги на зарядку подушек безопасности в машине. Даже если подушки безопасности были наполнены газом, никто не гарантирует, что это было сделано правильно.
Следующим шагом является определение даты изготовления ремней безопасности. Дата должна быть одинаковой для всех продуктов. В противном случае, если данные отличаются, значит, ремни были заменены, например, после аварии, при которой сработали подушки безопасности.
Как проверить наличие подушки безопасности в автомобиле и ее исправность? Есть еще несколько способов:
Поверните ключ зажигания и посмотрите на приборную панель. Значок подушки безопасности загорится на пару секунд и погаснет.
Под рулем в машине может быть порт, через который проверяют транспортное средство на исправность. Заводим машину, ждем полминуты, замыкаем контакты 4 и 13 при помощи простой скрепки. В результате кнопки на приборной панели будут мигать значками. Вы увидите изображение мужчины с подушкой, и эта кнопка будет мигать чаще других. Это означает, что есть проблема с системой безопасности.
Индикатор вообще не мигает? Это свидетельствует о том, что данная функция была отключена бывшим владельцем автомобиля.
Срок службы подушки безопасности в автомобиле 10-14 лет. Все зависит от года выпуска автомобиля, марки и модели. По истечении указанного времени картридж разряжается, подушка безопасности перестает работать. Внимательно осмотрите автостекло, в том числе и лобовое. Есть ли факт их замены? Так что подушки, должно быть, были в употреблении.
Как безопасно использовать подушки
Подушки безопасности, расположенные спереди, используются для предотвращения травм как взрослых, так и детей. Однако ребенок меньше по размеру, а значит, подушка может ему навредить. Если на передней панели имеется надпись о подушке безопасности, ребенка нельзя размещать на сиденье. Кроме того, в машине нельзя монтировать приспособления, которые могут помешать раскрытию подушки или травмировать человека.
Система SRS оснащена специальным индикатором. Когда он светится даже после того, как машина заведена и вы начали движение, вам следует обратиться в автосервис. Ведь вышеперечисленные признаки указывают на ошибку в системе.
В противном случае подушки безопасности могут взорваться при ремонте автомобиля, например, при устранении неполадок с электрикой. В результате человек получит травму. Ремонтные работы рекомендуется доверять только опытным мастерам. Скорость, с которой срабатывает подушка безопасности в автомобиле, достаточно высока, поэтому не верьте, что подушка безопасности мягкая и не причинит вреда. Часто после вскрытия подушки у человека остаются царапины.
Некоторые производители автомобилей указывают срок службы элементов подушки безопасности. При появлении специального сигнала эти компоненты необходимо заменить до того, как сигнальная лампа перестанет гореть.
Неисправности системы
В систему SRS чаще всего входят подушки безопасности, ремни безопасности, датчики столкновения, пиропатроны, натяжители и блок управления. Последний отвечает за правильное функционирование системы безопасности. Он показывает, правильно ли он работает. Значок подушки безопасности расположен на приборной панели или на рулевом колесе. Что, если эта надпись начнет светиться? В некоторых случаях это свидетельствует о необходимости ремонта подушек безопасности в автомобиле.
Блок управления фиксирует все поломки, возникающие в SRS, он автоматически запускается при запуске автомобиля. Иногда горит надпись airbag в тех случаях, когда блок управления не обнаружил поломок. Когда машина работает, вы видите горящий индикатор подушки безопасности, в этот момент блок управления сканирует систему на наличие неисправности.
Обычно при тестировании индикатор время от времени мигает, но не более шести раз. Когда с системой все в порядке, лампочка перестает светиться. Если индикатор не гаснет, значит, обнаружена поломка, и для ее устранения необходимо посетить автосервис.
Существует множество причин, по которым система подушек безопасности в автомобиле работает со сбоями. Вот наиболее распространенные из них:
- ошибки и сбои системы;
- подушка безопасности сломана;
- контакты и проводка пришли в негодность, разъемы подключены неправильно;
- поломка датчиков;
- не поступает сигнал от датчиков, ремней и подушек;
- блок управления вышел из строя;
- сигнализация была установлена неправильно, что привело к неисправности системы подушек безопасности;
- клеммы и предохранители отсоединены или неисправны;
- ремонт в салоне автомобиля был проведен неправильно;
- установка подушек безопасности выполнена с ошибками;
- после мойки или чистки клеммы, предохранители, датчики удара или разъемы отсоединяются;
- руль был установлен неправильно.
Что делать, если горит индикатор подушки безопасности? Первым делом проверяем систему в момент поворота ключа зажигания. Если свет горит нормально, то все в порядке. Однако при обнаружении поломки следует отправиться в автосервис для полной проверки.
Опытный мастер с помощью сканера проведет диагностику работы системы. Это устройство считывает ошибки в памяти системы SRS, запоминает код ошибки, а затем предлагает способы их устранения.
После этого необходимо отремонтировать подушку безопасности в автомобиле с учетом выявленных неисправностей или заменить подушку безопасности. По завершению ремонтных работ следует обновить память блока управления, только так система будет работать исправно.
Вы заметили, что постоянно горит лампочка подушки безопасности? С этой проблемой нужно разобраться как можно скорее, чтобы вождение автомобиля не представляло угрозы. Кроме того, систему подушек безопасности необходимо периодически обслуживать и диагностировать. Только так можно снизить риски на дороге.
У подушек безопасности есть срок годности?
Некоторые автовладельцы халатно относятся к диагностике работы подушек безопасности. Они уверены, что подушки безопасности, установленные с завода, прослужат весь срок службы автомобиля, и их не нужно будет заменять. В действительности все обстоит совсем иначе. И такое безответственное поведение может стоить жизни.
Если вы приобрели подержанный автомобиль, вам необходимо проверить систему SRS, а также узнать, когда проводилась последняя диагностика. Это важно сделать, так как срок службы подушек безопасности на подержанных автомобилях составляет всего 8-15 лет. Как только этот срок истечет, следует установить новые подушки безопасности. На каждой подушке безопасности есть дата выпуска, ее можно увидеть, вытащив подушку из машины.
Если подушка безопасности производства Takata, осмотр должен быть более тщательным и лучше всего установить новые подушки безопасности. Дело в том, что в 2002–2015 годах этот завод экономил на деталях безопасности, продавая бракованную продукцию. В результате обманные действия Такаты были разоблачены.
Если автомобиль новый, то на него устанавливаются современные подушки безопасности, которые не нужно менять в течение срока службы. Однако не стоит забывать, что автомобили, выпускаемые сегодня, рассчитаны на 5 лет. По истечении этого срока автопроизводитель не несет ответственности ни за что, что может произойти. В более новых автомобилях установлены датчики, контролирующие состояние системы SRS.
Что думают водители о подушках безопасности в автомобиле?
- Ни в коем случае нельзя ездить без подушек безопасности. Естественно, бывает и так, что авария с автомобилем с подушками безопасности привела к смерти. Но чаще всего они спасают от травм водителя и пассажиров. Автомобиль будет безопасным только в том случае, если он оснащен системой SRS. Лучше купить именно такую машину.
- Подушки безопасности должны быть. Они будут работать правильно, только если все в машине пристегнуты ремнями безопасности. Первое, что нужно сделать, это пристегнуться. Если вы используете ремень, то подушка поможет вам в аварии. Скорость срабатывания подушки безопасности в автомобиль настолько быстр, что подушка безопасности может защитить вас от травм при аварии, которая мгновенно сдуется, чтобы человек не задохнулся.
- Здорово, когда на машине установлена система SRS. А если нет, то тоже ладно. Врезаться в препятствие с такой силой, что бы сработала система подушек безопасности, не планирую, езжу аккуратно. Особенно зимой, чем тише езда, тем лучше. Даже если ты улетишь в кювет, серьезных травм не получишь. Самое главное — понять, при каких условиях нельзя превышать скоростной режим. Никогда не паникуйте в чрезвычайной ситуации. Даже за рулем российской машины можно чувствовать себя в безопасности. Как защитить себя от других участников дорожного движения, которые нарушают правила? Держитесь подальше от них — это первое. Второе – всегда быть начеку, особенно если за рулем новичок. Ведь кто-то всегда может выскочить на встречную полосу, и произойдет лобовое столкновение. Двигайтесь по дороге так, чтобы у вас было место для маневра. Водите осторожно и избегайте попадания подушки безопасности в лицо».
- Наверняка каждому водителю знакома авария. Представьте, что КамАЗ врезался в бок легкового автомобиля. Понятно, что подушка безопасности спасет жизнь тем, кто находится в машине. Или, например, лобовое столкновение происходит на большой скорости. Если подушек нет, то выжить в такой ситуации нереально. Когда идет дождь, машину начинает волочить по дороге, водитель не справляется, и машина едет прямо в кювет, фонарный столб или сосну. Благодаря подушке безопасности все живы и здоровы. Подушки безопасности – обязательный атрибут, гарантирующий безопасное вождение. Как и ремни, кстати.
- Конечно, без подушек безопасности ездить нельзя. Чаще всего они защищают от травм, а не вызывают их. В дороге может случиться всякое. Лучше берегите себя.
Может ли быть опасна подушка безопасности
Иногда стечение обстоятельств и неправильное использование подушки безопасности может не спасти, а навредить. Так, некоторые водители считают правильным сесть ближе к рулю, якобы для улучшения обзора трассы. По сути, они тем самым сужают обзор, и может не оказаться места для подушки безопасности, когда ее нужно развернуть. Не подходите к рулю ближе, чем на 25 см, контролируйте регулировку сиденья.
Работа системы безопасности рассчитана на вертикальное положение тела пассажиров. Поэтому, если человек решит вздремнуть на заднем сиденье, сработавшая подушка безопасности вряд ли сможет защитить его от удара — механизм рассчитан на конкретное положение тела. Отдельный важный вопрос – детское кресло в салоне. Ни в коем случае нельзя размещать его напротив установленной подушки безопасности. При открытии он отбросит ребенка назад, что может привести к серьезной травме.
Подушка безопасности представляет собой петарду со специальной герметичной сумкой. При срабатывании охранной системы питание подается на пиропатрон, который находится внутри самого корпуса подушки безопасности, он взрывается, подушка безопасности надувается и принимает на себя удар. Подушка не сможет сильно навредить, но у человека могут остаться синяки или царапины от шва.
Что касается водителей, путешествующих с ребенком, то инструкции различных производителей автомобилей не содержат единых правил на этот счет. По статистике детское кресло безопаснее устанавливать сзади. Если ребенок в люльке находится на переднем сиденье, подушку безопасности лучше отключить.
Нет необходимости устанавливать подушки безопасности специально для поездки в машине с ребенком. Но если на переднем сиденье в кроватке едет маленький ребенок, то подушку можно отключить.
Замена и ремонт подушек безопасности
На уровне российского законодательства обязательное правило использования подушек безопасности не закреплено, а штрафные санкции за их отсутствие не предусмотрены. Но это не значит, что ими можно пренебречь. Наличие системы амортизации не является стопроцентной, но все же существенной гарантией избежания тяжелых травм и гибели при ДТП. Водитель должен знать, как решать проблемы, возникающие при отклонениях в работе системы:
1. Загорелись датчики
Индикатор подушки безопасности расположен на приборной панели. Когда индикатор загорается при запуске двигателя, это означает, что система работает. В случае неисправности индикатор будет долго мигать. Отменять поездку стоит в двух ситуациях: свет не перестает гореть или вообще не включается. Когда индикатор горит и не гаснет, проблема может заключаться в неисправности ремней безопасности и натяжителей, а также проводки или разъемов, например, если снималась приборная панель, снимались руль и сиденья. Часто сигнал срабатывает в результате низкого напряжения аккумуляторной батареи, перегрузки блока управления, нарушения герметичности самой подушки безопасности. Поэтапно устраняйте все возможные причины. Если проблема не определяется, придется воспользоваться диагностическим сканером и помощью специалистов.
Сама система подушек безопасности независима, имеет самодиагностику – любые неисправности отображаются в системе автомобиля. В случае серьезных неисправностей на приборной панели появится предупреждение. Подушки безопасности диагностируются с помощью компьютера.
2. Подушки безопасности не сработали
Наиболее частая причина – непристегнутый ремень безопасности. В остальных случаях стоит учитывать «возраст» пиротехнического заряда и общий износ автомобиля. Контакты могли окислиться, в результате бортовой компьютер не поддерживает систему, а на предохранитель не хватает энергии. Чаще всего такая ситуация может возникнуть с подержанным автомобилем, поэтому перед покупкой важно убедиться в работоспособности всех систем.
3. Аварийное восстановление
Сработавшие подушки безопасности считаются непригодными для дальнейшего использования. Однако в некоторых случаях их можно отремонтировать без полной замены. Каждую конкретную ситуацию необходимо обсуждать со специалистами автоцентра. Если автомобиль подвергся кузовным работам, например, линии крыши, более вероятно, что подушки были установлены неправильно и изнашиваются во время движения.
Если вы купили подержанный автомобиль, стоит сделать полную диагностику автомобиля, включая проверку подушек безопасности. Не исключено, что предыдущий владелец самостоятельно отремонтировал систему после аварии, переподключив электронный блок с подходящими резисторами, например, к лампе давления масла. Дилерские сканеры сообщают, срабатывали ли подушки безопасности в прошлом и как скоро необходимо заменить блок управления.
Теоретически охранную систему можно установить на большинство автомобилей, в которых это предусмотрено производителем. Но во многих машинах эта система связана с электронным блоком управления. В некоторых моделях при ударе производится запись в блоке подушек безопасности и в электронном блоке управления автомобиля, после чего блокируется двигатель. Для установки новых подушек нужно снять блок подушек, сбросить ошибку на специальном программаторе и установить все обратно. Я не видел случаев, когда подушки реставрировали — это разовая вещь. Не думаю, что стоит даже пытаться.
Срок годности
Воспламенители могут изнашиваться, даже если подушки безопасности не были надуты. Как правило, производители указывают сроки годности систем, чтобы автовладелец мог своевременно их заменить. В среднем это 15 лет; точную информацию можно уточнить в автосалонах официальных дилеров. Система безопасности проверяет пиропатроны каждый раз, когда вы подключаетесь к сети. При ремонте приборной панели, электрооборудования и компонентов рулевого колеса также необходимо снимать и переустанавливать подушки безопасности.
Сами подушки стоят 10-20 тысяч рублей. Но иногда подушки, которые расположены в спинках сиденья, рвут его при срабатывании. Тогда сиденье нужно либо менять, либо ремонтировать в мастерской.
Для каждого автомобиля подушка безопасности разрабатывается отдельно, они изготавливаются в специальных чехлах. Для каждого автомобиля, иногда даже для разных комплектаций одних и тех же моделей автомобилей, нужно устанавливать разные подушки.
Как работают подушки безопасности
По данным Страхового института безопасности дорожного движения (IIHS), автомобильные подушки безопасности спасают жизни. В сочетании с ремнем безопасности смертность водителя и пассажира снижается на 52% при лобовых и боковых столкновениях. [1]. Широкое использование подушек безопасности значительно снизило смертность среди взрослых и детей, попавших в аварию. [2].
И передние, и боковые работают по одному и тому же принципу. Подушки безопасности оснащены газогенераторами, позволяющими надувать их за доли секунды. Система активируется, когда скорость автомобиля превышает 20 км/ч. Столкновение фиксируют датчики, расположенные в разных частях автомобиля. Они реагируют на удары и деформации. Сигнал моментально обрабатывается электронным блоком управления и передается на подушки безопасности в зависимости от заданного алгоритма.
Срабатывает пиротехнический заряд, в газогенераторе сгорает натриевая кислота, выделяя азот, заполняющий емкость подушки. Он изготовлен из нейлона с небольшими отверстиями (ткань напоминает парашют), через которые выходит газ. Между срабатыванием подушки безопасности и ее выпуском проходит в среднем 15 миллисекунд.
Первые модели системы безопасности не учитывали индивидуальные особенности пассажиров. В дальнейшем производители учли возможную разницу в росте и весе людей, создавая «умный» генератор. В ней срабатывает два пиропатрона, первый из которых выбрасывает 80% газа, а если демпфирования недостаточно, происходит вторичное наполнение для увеличения жесткости подушки. Механизм работает корректно только в том случае, если водитель и пассажир пристегнуты ремнями безопасности.
Как подушки безопасности срабатывают
Подушки безопасности срабатывают при сильном столкновении или ударе. Они содержат газогенератор, который быстро запускает химическую реакцию, выделяя газ (обычно азот) и надувая подушку. Это создает мягкую «подушку» между пассажиром и жесткими элементами автомобиля, чтобы смягчить удар и снизить риск травм.
Как сбросить ошибку подушки безопасности
Для сброса ошибки подушки безопасности рекомендуется обратиться к специалисту или автосервису. Они могут использовать специальное оборудование для диагностики и сброса ошибок.
Как убрать ошибку подушки безопасности
Ошибка подушки безопасности может быть связана с различными проблемами, такими как электрические неполадки или повреждение сенсоров. Чтобы устранить ошибку, необходимо определить ее причину. Это также требует посещения автосервиса для диагностики и ремонта.
Как проверить подушки безопасности при покупке автомобиля
При покупке автомобиля рекомендуется обратиться к сертифицированному автосервису для проведения проверки всех систем безопасности, включая подушки. Они могут выполнить диагностику и убедиться, что все подушки безопасности и связанные с ними системы работают должным образом.
Сработает ли подушка безопасности, если нет
Подушки безопасности обычно срабатывают при определенных критериях столкновения, таких как скорость удара и угол столкновения. Если эти условия не выполняются, подушка может не сработать. Однако это не гарантирует, что она не сработает в любой другой ситуации.
Подушки безопасности: кто придумал
Идея использования воздушных подушек для защиты водителя и пассажиров возникла в середине 20 века. Первые патенты на подобную технологию были поданы различными исследователями, но применение подушек в массовом производстве началось в 1970-х годах. IBM инженер Роберт Хетцель считается одним из важных ученых, которые работали над разработкой подушек безопасности.
В каких случаях не срабатывают подушки безопасности
Подушки безопасности не всегда срабатывают. Например, они могут не сработать при низкоскоростных столкновениях или в случае, если угол столкновения не соответствует параметрам, при которых предполагается срабатывание. Также, если системы датчиков или электрические компоненты неисправны, подушки могут не активироваться.
Подушки безопасности: где находятся
Подушки безопасности могут находиться в различных местах в автомобиле. Основные места – передняя часть руля для водителя и на пассажирской стороне в передней панели. Также могут быть боковые подушки в дверях и шторки подушек для защиты головы.
Двухступенчатые подушки безопасности
Двухступенчатые подушки безопасности это подушки, которые могут срабатывать с разной силой в зависимости от силы удара. Они предназначены для более точной адаптации к конкретной ситуации и уровню риска травм.
Подушка безопасности в машине: как работает газогенератор
Газогенератор – это устройство, содержащее химические вещества, которые в случае столкновения запускают реакцию, выделяющую газ. Этот газ надувает подушку безопасности в течение миллисекунд, создавая мягкую подушку для поглощения энергии удара.