Поговорим о правах, которые вы имеете при остановке автомобиля инспектором ГИБДД: что можно делать, что требовать, в чем отказывать и что контролировать.
Все эти права исходят из Конституции, закона о полиции, административного кодекса и положения о сотрудниках ГИБДД. Чем более юридически грамотные автовладельцы, тем меньше произвола со стороны ГИБДД.
Право не выходить из машины, когда остановил инспектор
Основание: п. 89 административного регламента.
Как это работает. Когда инспектор останавливает машину, он сразу сам подходит к водителю. Водителю не обязательно выходить из машины. Он может спокойно сидеть и слушать, что хочет инспектор. Сотрудник ГИБДД подходит к автомобилю со стороны водителя (п. 48). И только если что-то мешает или есть опасность, он может подойти с другой стороны.
Инспектор может попросить водителя выйти из машины, если на то есть конкретные причины. Например, нужно провести осмотр, составить протокол или есть подозрения, что водитель пьян (п. 93.1).. При проверке документов уходить не обязательно: сам факт остановки не означает, что водитель должен немедленно покинуть салон и встать рядом с инспектором или пройти к патрульному автомобилю.
Право узнать причину остановки или ограничений движения
Основание: п. 84, 89 и 91 административного регламента.
Как это работает. При остановке автомобиля инспектор обязан объяснить, почему он был остановлен, какие документы необходимо предъявить. Не водитель спрашивает, а инспектор говорит сам и сразу. Есть достаточно причин, чтобы остановить машину. Это может быть проверка документов или какой-то рейд.
Иногда говорят, что инспекторы не могут проверить документы у водителя: мол, это не повод останавливать машину. По регламенту это повод остановиться в пути: инспектор имеет право попросить лицензию, полис ОСАГО или СТС, даже если нарушений не было.
Согласно регламенту, инспектор также может проверять документы пассажиров, но только при наличии оснований подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске или совершили административное правонарушение. По своей прихоти инспектор не может проверить документы пассажиров.
Право объяснить свои действия или не давать показания
Основание: ст. 51 Конституции РФ, п. 51, 132 административного регламента.
Как это работает. Даже если водитель что-то нарушил — превысил скоростной режим, пересек сплошную полосу, едет без полиса ОСАГО — он может объяснить, почему он это сделал.
Причина может повлиять на наказание, например, стать смягчающим обстоятельством при наложении штрафа, а нарушителю может быть назначено минимальное наказание за нарушение из предусмотренных статьей КоАП РФ. Иногда это полностью исключает вину водителя. В любом случае инспектор обязан выслушать объяснения и зафиксировать их в протоколе. инспектор обязан выслушать объяснения и зафиксировать их в протоколе.
Если водитель не хочет ничего объяснять, он имеет право: по Конституции никто не обязан давать показания против себя или родственников. Даже если есть грубое нарушение, водитель попался на попытке дачи взятки, угнал машину или подделал документы на груз, можно промолчать. Поможет это или нет — другой вопрос, но такое право есть, и им можно воспользоваться.
Право снимать инспектора на камеру
Основание: ст. 8 закона «О полиции».
Как это работает. В действующих правилах нет пункта о видеосъемке общения с инспектором. Некоторые инспекторы этим пользуются: мол, стрелять в них запрещено. На самом деле, вы можете записывать видео. А затем использовать эту видеосъемку как доказательство в суде — например, что с водителя требовали взятку или проводился осмотр без свидетелей и протокола.
Иногда еще могут запретить съемку. Но для этого нужен документ и повод — например, проводится оперативное мероприятие или что-то, связанное с государственной тайной. Просто так инспектор ГИБДД не может запретить видеосъемку. У МВД однозначное мнение на этот счет.
Право узнать телефон дежурной части инспектора, его должность, звание и фамилию
Как это работает. Когда инспектор подходит к водителю, он должен представиться. Водитель имеет право попросить предъявить служебное удостоверение. Можно узнать номер дежурной части или подразделения и позвонить туда, чтобы проверить: точно ли там служит этот сотрудник, действительно ли он сейчас дежурит, и правда ли, что есть направленность на автомобиль, аналогичный вашему.
Узнать подразделение ГИБДД полезно и при жалобах. Сам по себе вопрос места службы может сделать инспектора более вежливым и заставить его внимательнее относиться к правам водителя.
Право изучить протокол, акт или постановление, получить их копии
Как это работает. Если инспектор зафиксировал превышение скорости, осмотрел машину, установил состояние алкогольного опьянения, задержал машину, изъял из нее какие-то вещи, то должны быть документы. В зависимости от события это акт, протокол или резолюция. Например, при осмотре составляется акт, а при осмотре — протокол. Если вы оформите неправильный документ, результаты могут быть признаны недействительными.
Инспектор обязан показать водителю, что там написано, и передать копию. Все это помогает оспорить штрафы, доказать чужую вину и получить компенсацию.
Право не подписывать протокол и указывать разногласия
Основание: ст. 28.1.1, 28.2 КоАП РФ.
Как это работает. Когда инспектор составит протокол, он покажет его водителю. Он не даст сразу копию, а сначала даст прочитать. Водителю предложат подписать протокол, но торопиться с этим не нужно.
Протокол можно не подписывать. Но это не дает никаких преимуществ: в протоколе напишут, что водитель не расписывался, и от штрафа это не спасет. Лучше воспользоваться другим правом — давать пояснения и комментарии. Например, что инспектор указал не так или водитель нарушил по такой причине. Или что понятых на самом деле не было, и вместо осмотра инспектор провел осмотр. Это пригодится в суде, если водитель решит обжаловать решение, принятое на основании протокола.
Если в протоколе есть ошибки оформления, например, неправильная дата или данные водителя, об этом можно не писать и потом использовать для полного аннулирования: неправильно заполненные документы могут вообще не принять в суде, тогда они будут не налагать штраф.
Право ничего не платить на месте
Основание: ст. 290, 291 УК РФ.
Как это работает. Инспектор ГИБДД не может требовать деньги, даже если водитель что-то нарушил. Водители не платят штрафы напрямую инспектору. Их нужно внести в бюджет через банк или карту.
Если инспектор предлагает договориться на месте и обещает скидку, он вымогает взятку. Также можно получить скидку 50%, если оплатить штраф в течение 20 дней с момента его назначения, а намеки инспектора могут привести к уголовной статье. За дачу даже небольшой взятки они могут быть оштрафованы на сотни тысяч рублей или приговорены к лишению свободы.
Если с вас требуют деньги, откажитесь или напишите жалобу. Такое предложение может быть провокацией: за поимку взяткодателей сотрудники получат новые звания и премии.
Если вы нанимаете водителей, предупредите их, что штрафы за взятки в интересах компании еще больше. Водитель получит срок, а работодатель запросто потеряет миллион.
Право требовать понятых или видеозапись при досмотре
Как это работает. Если инспектор хочет осмотреть машину, у него должны быть причины. Например, есть подозрения, что в машине находятся преступники или незаконно перевозят оружие. Это не то же самое, что проверка: у нее другие основания и другая процедура.
Во время осмотра всем нужно выйти из машины, а инспектор имеет право прикасаться к вещам. Но при этом требуются свидетели или видеозапись. При осмотре их может и не быть, но трогать вещи там нельзя, да и из машины выходить не обязательно. Если инспектор не вызывал понятых, не ведет протокол, но при этом проводит осмотр, можно ему не мешать, а потом записать в протокол, что понятых не было. Результаты проверки будут недействительны – они не признаются доказательствами.
Без свидетелей и протокола можно отказаться от обыска. Пусть вызывают начальство из дежурной части: в конфликтных ситуациях так и должно быть (п. 51). Но не забывайте: если требования законны, то их необходимо выполнять, чтобы не получить штраф.
Право не отдавать водительские права без решения суда
Основание: п. 221 административного регламента.
Как это работает. Бывает, прямо на дороге инспектор находит основания для лишения прав. Например, водитель пьян, едет с чужими номерами или пересекает двойную полосу. Они не могут отобрать права на месте. Для этого необходимо решение суда, вступившее в законную силу.
На месте инспектор может только составить протокол и отстранить водителя от вождения — например, если он пьян. Но водительское удостоверение на месте не отбирают — сначала подается протокол в суд. Даже если решение суда не в пользу водителя, его можно обжаловать. Пока решение не вступит в силу, водительское удостоверение отобрать нельзя, и водитель имеет право им пользоваться. Много лет назад права отбирали сразу, а сейчас это условие не действует.
Если решение о лишении прав вступило в законную силу, их необходимо передать в кратчайшие сроки. По закону это три рабочих дня. Срок лишения отсчитывается со дня сдачи ВУ водителем. Чем позже он это сделает, тем дольше будет без права управления транспортными средствами.
Право на медицинское освидетельствование
Основание: п. 234 административного регламента.
Как это работает. Если инспектор заподозрит, что водитель пьян, ему могут предложить пройти тест на алкоголь, проще говоря — подышать в трубку. Но водитель может отказаться. Затем его направят на медосмотр, то есть на взятие проб в лаборатории.
Такое право может пригодиться, если есть сомнения в точности алкотестера, его поверке и пломбах. Или если инспектор не соблюдает процедуру проверки и не составляет протокол. Результаты проверки влияют на штрафы, лишение прав, отстранение от вождения, выплаты по ОСАГО, а также человек может лишиться работы, если работает водителем по найму. Медицинский осмотр обычно более точен, чем проверка алкотестером, воспользуйтесь этим правом в спорных ситуациях на дороге.
Право на жалобы, защиту прав и компенсацию убытков
Как это работает. Когда инспектор ГИБДД нарушает ваши права, он несет за это ответственность. На его действия или бездействие можно пожаловаться, результаты проверок и протоколы оспорить, доказательства признать недействительными, штрафы отменить, права вернуть.
Если из-за нарушения прав водителю причинен ущерб, компенсацию можно требовать от МВД. Чаще всего это ни к чему не приводит, но бывают случаи, когда водители добились своего и получили выплаты из бюджета.
Даже если вас не привлекут к возмещению ущерба, вы можете отменить решение о штрафе или лишении прав.