Авторынок страны в коме, но а) пытаться вообще ничего не делать тоже не очень полезно, и б) рано или поздно что-то изменится. В целом Рейтинг Рунета собрал проверенные практики, как лучше продавать автомобили через онлайн-каналы, в том числе и в текущей ситуации.
Общая ситуация и перспективы авторынка
Что касается общих трендов в индустрии, авторынок переживает непростые времена:
- Некоторые марки автомобилей остались на рынке, они продолжают импортировать новые автомобили, но ряд компаний приняли решение уйти с российского рынка и приостановили ввоз и производство автомобилей. От наших клиентов мы видим, что есть нехватка новых машин. Многие торговцы на рынке устанавливают защитную цену, чтобы распродавать запасы медленнее.
- Большинство заводов в РФ прекратили выпуск автомобилей, отечественные бренды стали выпускать упрощенные версии с альтернативными запчастями. АвтоВАЗ приступил к сборке упрощенной версии Lada Granta. Сборку продолжают УАЗ и китайская Great Wall, выпускающая Haval.
- Проблемы с поставкой комплектующих и запчастей, которые сказываются как на производстве, так и на обслуживании в дилерских центрах.
- Сразу после 24 февраля спрос на новые автомобили увеличился: покупатели предчувствовали будущий дефицит и решили не откладывать покупку. В марте заявок было так много, что менеджеры не успевали их обрабатывать. Из-за ажиотажа многие дилерские центры приостановили рекламу. В апреле спрос упал, и некоторые РЦ возобновили маркетинговую деятельность, чтобы перепродать остатки со склада. Рекламные бюджеты формировались исходя из размера остатков.
- По оценкам Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в апреле 2022 года продажи новых автомобилей в России упали на 78,5%, в мае — на 83,5% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
- В условиях катастрофической нехватки новых автомобилей дилеры переходят на вторичный рынок, «замораживая» или полностью закрывая салоны. Для остатков автомобилей формируются мультибрендовые салоны.
- Стоимость привлечения клиентов в Интернете значительно возросла. И здесь два основных фактора: снижение потребительского интереса к автомобилям и уход рекламных площадок Facebook, Google Ads и TikTok. В таких условиях сложно делать долгосрочные рекламные прогнозы.
- В связи с кризисом многие крупные автодилеры приостановили свою маркетинговую деятельность. Мы давно не получали новых заказов на веб-разработку.
- По данным исследования спроса мы видим, что в июне сохраняется тенденция к снижению интереса к автомобилям всех категорий. И новые, и подержанные автомобили плохо продаются.
Сайты по продаже авто c пробегом
Автомобильный маркетинг: ТОП-9 стратегий маркетинга
1. Стройте доверие с помощью отзывов клиентов
- Свежесть имеет значение. Свежие отзывы в Интернете так же ценны, как свежие фрукты и овощи в продуктовом магазине. Согласно исследования BrightLocal,, 73% потребителей обращают внимание только на отзывы, написанные за последний месяц. А некоторые пользователи полностью ориентируются на отзывы, оставленные на ресурсе за последние две недели. Поэтому, чтобы завоевать доверие потенциальных клиентов, приглашайте своих клиентов оставлять отзывы и не забывайте отвечать как на положительные, так и на отрицательные отзывы.
- Отзывчивость компании на отзывы повышает уровень доверия. По данным из исследования, 89% пользователей говорят, что они «разумно» или «весьма» склонны использовать компанию, которая отвечает как на положительные, так и на отрицательные отзывы. 57% потребителей говорят, что они «не очень» или «совсем не» склонны обращаться в компанию, которая вообще не отвечает на отзывы
- Текст котируется лучше звезд. Важно отметить, что пользователи ценят письменные отзывы, описывающие реальный опыт, больше, чем просто звездный рейтинг. результатам исследования 2021 года, только 4% пользователей рассмотрят возможность использования только 5-звездочного бизнеса. Высокий рейтинг не является гарантией доверия.
2. Будьте в верхней части страницы результатов поиска
8 способов занять первую страницу поисковой выдачи
- Контекстная реклама
- Яндекс.Дзен
- Социальные сети
- Справочники организаций
- Яндекс.Карты и Google Maps
- Товарные агрегаторы
- Сайты отзывов
- Файлы .doc и .pdf
3. Ставка на ключевые слова конкурентов
Говоря о поисковом маркетинге, важно отметить, что вы должны не только делать ставки на очевидные ключевые слова, такие как «новая Honda Accord», но и направлять свою маркетинговую SEO-кампанию против конкурентов.
Мир автомобильного маркетинга жесткий и высококонкурентный, поэтому ключом к успеху является возможность появляться с текстом каждый раз, когда появляется ваш конкурент. Я бы не рекомендовал говорить что-то негативное или использовать имя конкурента в своем рекламном тексте (Google может наказать вас за это). Но делайте ставки на бренды ваших основных конкурентов и создавайте привлекательную рекламу, чтобы потенциальные клиенты посещали ваш сайт, а не сайт вашего конкурента.
Анализ ключевых слов конкурентов — это процесс определения ключевых слов, на которые ориентируются ваши конкуренты, и использование этой информации для улучшения вашей собственной SEO-стратегии.
4. Активно управляйте своим списком негативных ключевых слов
Знаете ли вы, что ваши объявления могут появляться в результатах поиска, которые не имеют отношения к вашему бизнесу? И если кто-то нажмет, вам все равно придется заплатить. Всякий раз, когда вы делаете ставку на «широкие» ключевые слова или «общие» ключевые слова, существует вероятность появления нерелевантных поисковых запросов. Выявление минус-слов имеет решающее значение для маркетинговой стратегии вашего автосалона. Это поможет вам избежать нерелевантных поисковых запросов, и вы не только сохраните свою репутацию, но и сэкономите деньги.
Например, представьте, что вы делаете ставку по ключевому слову «доступные автомобили», ваше объявление появляется в результатах поиска по запросу «игрушечные машинки», а затем случайно нажимает занятый родитель. Это не только пустая трата времени для родителя, но и пустая трата денег для вас!
Кабинет контекстной рекламы позволяет вам довольно легко управлять списком минус-слов с помощью таких инструментов, как минус, чтобы помочь отсеять нерелевантные запросы, а также отчет о поисковых запросах, чтобы найти и настроить ваши списки минус-слов.
5. Корректируйте бюджеты рекламных кампаний в зависимости от тенденций покупки автомобилей
Черная пятница — самый жаркий день для покупки автомобиля? А национальные праздники? Есть много «неофициальных праздников покупки автомобилей». По статистике, можно купить автомобиль на 7,5-8% ниже рекомендованной производителем розничной цены, если подойти к выбору стратегии стратегически. Ваша аудитория, скорее всего, провела исследование по этому вопросу и знает об этих сделках.
Заранее планируйте расходы на рекламу автомаркетинга. Google и другие рекламные платформы позволяют довольно легко корректировать ваш бюджет на постоянной основе.
Когда покупатели обычно приходят в магазин? На выходных? Будни после работы? Изучите данные и запланируйте показ объявлений непосредственно перед этим ключевым моментом, чтобы напомнить вашим будущим клиентам прийти к вам.
6. Таргетируйте нужных людей
Какой вид автомобильного бизнеса вы продвигаете? Кто ваш типичный клиент? У маркетологов должны быть разные стратегии для продажи роскошных автомобилей Porsche и BMW и продажи подержанных автомобилей или более доступных брендов, таких как Honda и Toyota. Потенциальные клиенты имеют совершенно другие опасения, вопросы, желания и потребности, когда речь идет о покупке нового автомобиля. В то время как клиент, желающий купить Mercedes, больше беспокоится о подогреве сидений и кожаной обивке, покупатель Honda, вероятно, больше обеспокоен экономией топлива и долговечностью. Хотя это не всегда так.
«Те, кто покупает роскошные автомобили, скорее всего, жаждут подтверждения определенного социального статуса и материального достатка. Потребители покупают практичные автомобили по необходимости», — говорит Аллан Андроник, директор Statura.
Разные аудитории в автомобильном маркетинге должны иметь разное интернет-маркетинг и SEO-продвижение, а также быть таргетированы отдельно. Учет факторов, которые волнуют вашу аудиторию, имеет решающее значение для передачи правильного сообщения нужному человеку и повышения вероятности конверсии.
7. Заставьте покупателей прийти в ваш магазин с помощью уникальных предложений
Почему я должен покупать машину у вас, а не в ближайшем дилерском центре или в том, который лучше расположен и дешевле? Важнейшей частью рекламной и маркетинговой стратегии продаж автомобилей является убеждение потенциальных клиентов в том, что они должны выбрать вас, а не ваших конкурентов.
Если нет очевидных причин, таких как самые низкие цены или лучшие отзывы, позаботьтесь о создании уникальных предложений. Например, вы можете предложить всем покупателям новых автомобилей скидку 5% или бесплатную замену масла в течение первых двух лет. Стимулы могут быть основаны на создании ощущения срочности: люди должны купить у вас автомобиль до того, как закончится специальное ограниченное по времени предложение
Ниже приведен пример объявления, предлагающего скидку в 1000 долларов для выпускников колледжей. Какой отличный способ привлечь новых покупателей в то время, когда они, скорее всего, будут искать автомобиль.
8. Используйте все возможные функции вызова
Телефонные звонки очень распространены и важны в автомобильном бизнесе, а телефонные лиды легче превратить в продажи.
- Рекламные кампании Call—only: вы платите за звонки, а не за посещения вашего веб-сайта
- Расширения «Номера телефонов»: у потенциальных клиентов остаётся возможность посетить ваш сайт, но вы можете добавить расширение, чтобы разрешить также звонить вам. Вы можете запланировать показ таких объявлений только в рабочее время, когда люди могут ответить на телефонные звонки
- Корректировка ставок для мобильных устройств: откуда люди чаще всего звонят? С мобильных телефонов. К счастью, Google позволяет корректировать ставки для мобильных телефонов, поэтому вы можете сделать ставку выше на мобильный трафик, чтобы привлечь больше звонков
- Отслеживание звонков: имеет важное значение, чтобы понять, что обеспечивает рентабельность ваших инвестиций
9. Ремаркетинг
Ремаркетинг является важным компонентом автомобильного маркетинга. Поскольку существует множество сайтов сравнения цен, важно не терять новых лидов. С помощью ремаркетинга вы можете снизить показатель отказов и заключать больше сделок, показывая привлекательную медийную рекламу людям, недавно посетившим ваш сайт. Тем самым вы напоминаете им о себе и заставляете их прийти в ваш магазин, чтобы встретиться с отделом продаж.
Вы можете настроить кампании ремаркетинга с помощью Яндекс РСЯ и социальных платформ.
Перспективы авторынка
Рынок сильно меняется, но продолжает существовать. К середине 2022 года можем выделить основные перспективы автомобильной отрасли:
- Из-за нехватки автомобилей и комплектующих цены останутся высокими. Но снижение ключевой ставки смягчит условия покупки в кредит и лизинг.
- Экспансия китайских автопроизводителей продолжается. В 2022 году планируется выпуск новых марок. Бренд Hongqi заявил о готовности вывести на рынок сразу четыре премиальные модели. По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», спрос на китайские автомобили ожидается: около 40,7% опрошенных россиян готовы рассмотреть покупку «китайца».
- Производство отечественных автомобилей в упрощенном исполнении. Из-за ограниченного предложения комплектующих планируется выпуск «упрощенных» автомобилей Lada Granta, внедорожников, микроавтобусов и пикапов УАЗ, коммерческих фургонов, шасси и микроавтобусов «ГАЗель/Соболь», автобусов ПАЗ и грузовиков КамАЗ.
- Покупка и продажа подержанных автомобилей. В январе-марте 2022 года вслед за повышением цен на новые автомобили произошел рекордный рост цен на автомобили с пробегом. К июлю 2022 года средние цены на автомобили с пробегом на 61% выше, чем годом ранее (данные Автостата). По-прежнему ощущается нехватка новых автомобилей, поэтому спрос на подержанные автомобили будет расти и поддерживать цены на высоком уровне.
- В мае 2022 года Минпромторг дал разрешение на параллельный импорт. Существует также перспектива отмены или снижения ввозных пошлин. Если все получится, то на российский рынок вернутся привычные европейские, американские и азиатские бренды.
- На фоне сильного рубля наблюдается приток импорта автомобилей с пробегом 3-5 лет из Европы.
Российский автомобильный рынок меняется, но продолжает существовать. Цифровые сервисы для автопрома по-прежнему актуальны, но их нужно адаптировать к новым реалиям: найти новые форматы и новые эффективные рекламные площадки, сменить акценты и предложения.
Автомобильный рынок сейчас переживает резкое падение покупательной способности, но потребительский интерес сохраняется. Количество переходов на сайт, посещение различных страниц и общий трафик в автосалон остаются на прежнем уровне, хотя конверсия упала.
Около 80% трафика на сайты наших клиентов приходится на клики по рекламе, среднее время пребывания на сайте составляет 1,26 минуты, а глубина просмотра — 1,49 страницы, как и до кризиса.
Люди следят за ценами, кредитными предложениями, узнают о наличии и акциях, но откладывают покупку.
Следует отметить, что в текущей ситуации невозможно обобщить всех дилеров. Китайские автопроизводители, напротив, сейчас активизируются в digital и увеличивают рекламные бюджеты. Например, у Haval уже есть завод в Тульской области.
Работая с такими брендами, как Exceed, Geely, Chery, мы видим рост посещаемости и хорошую конверсию от входа на сайт до покупки. Chery, например, в мае 2022 года вошла в ТОП-5 самых покупаемых автомобилей и стала серьезным конкурентом для KIA и Hyundai.
Китайские автомобили сейчас являются хорошей альтернативой массовым брендам, уехавшим из России или столкнувшимся с логистическими трудностями.
Контекстная реклама
Поисковый аукцион сильно перегрелся, а вкупе со сниженным CR от клика до целевого действия количество попаданий из контекста значительно уменьшилось у многих дилеров.
В связи с этим наиболее ценным направлением стало использование автостратегий с оплатой за конверсию (классические кампании и Мастер кампаний).
Если рассматривать ситуацию на рынке, то европейские бренды (Германия, Франция) встали из-за санкционных ограничений.
Ограниченное предложение сначала создало ажиотаж, а затем резко его обрушило, что, в свою очередь, сильно повлияло на CPA.
В то же время следует отметить, что китайские, российские и даже корейские бренды не испытывают таких сильных колебаний. И трафик с продажами на них остается относительно стабильным относительно конца 2021 — начала 2022 года.
Что ещё можно отметить:
1
Высокая доля информационного трафика – клиенты регулярно «щупают почву» относительно условий покупки автомобиля. С этим же связаны и просадки по страйкам.
2. Много обращений от покупателей в отделы продаж немецких/корейских/японских брендов с просьбами рассказать о родственных марках/моделях китайских производителей. В связи с этим мы видим ощутимые доли «перетока» контрактов от одного бренда к другому (например, мы сохраняем контекст для бренда Hyundai, а контракт для Haval в рамках одной группы компаний).
3. Основные тренды — максимальная автоматизация размещения и тщательная детальная проработка всех доступных инструментов привлечения трафика.
В конце февраля — начале марта, когда началась паника, люди скупали все, что можно было, и фраза «Автодоступно» работала хорошо. Людям было важно купить автомобиль быстрее, особенно тем, кто долго откладывал.
Сейчас спрос спал, и работают предложения, показывающие пользователю выгоду. Чем он больше, тем лучше ¯\_(ツ)_/¯
Самое главное, особенно в условиях небольшого бюджета, правильно распределить бюджет на максимально эффективные рекламные кампании, а не распыляться на все сразу.
Сейчас мы используем в основном контекстную рекламу на поиске. Там, где не хватает спроса на Поиск, подключаем РСЯ. На поиске самые эффективные кампании — это дилерские кампании (по запросам, связанным с названием ДЦ). Потом идут общие коммерческие (например, «купи Шкоду»), потом кампании по запросам моделей.
Но модельные запросы целесообразно использовать только в том случае, если вы уже охватили ВЕСЬ спрос от дилера и общие коммерческие запросы. В этом случае запросы модели:
- обеспечить дополнительное покрытие
- привлечет пользователей, которые еще не определились с маркой автомобиля и выбирают модель среди автомобилей-одноклассников.
Далее часть этого трафика снова вернется в поиск и будет искать машину по заявкам дилеров.
Что касается РСЯ, то здесь результаты скачут от недели к неделе, а стоимость CPL в РСЯ всегда выше, чем в поиске. Это связано с тем, что пользователи долго принимают решение о покупке автомобиля, сначала ищут информацию, сравнивают разные варианты.
Теперь покупатели ищут, в первую очередь, где выгоднее покупать и дольше анализируют различные предложения. Поэтому вам нужно запускать привлекательные предложения с удобными преимуществами.
Таргетированная реклама
Как и в контекстной рекламе, количество площадок для размещения поредело, причем за счет «утери» самого популярного тандема Facebook и Instagram.
Чтобы хоть как-то «подстраховаться» от рисков просадки, рекламодатели стали обращать внимание на непопулярные ранее для интернет-рекламы автобизнеса сервисы «ВКонтакте» и MyTarget.
Однако из-за того, что эти же сервисы вызвали интерес у гораздо более крупных сегментов бизнеса, которые пострадали не так сильно, как автопром, стоимость заявки с этих таргетированных рекламных площадок многократно выше из-за недостаточно детальной сегментации аудитории, т.к. а также недостаточная емкость аудитории (несмотря на ряд новостей о том, что аудитория FB и Instagram мигрировала в соцсети российских площадок, VPN покидает многих пользователей привычных зарубежных сервисов).
В разрезе марок автомобилей, вне зависимости от страны происхождения, показатели одинаково низкие. Что, как было сказано выше, связано с текущим качеством трафика с рекламных площадок, которое намного ниже, чем у FB/IG.
Продвижение автосайтов
По нашему опыту, наиболее эффективным источником трафика и лидов по данной тематике является SEO-продвижение. Средняя стоимость лида около 80 рублей. на наших проектах.
Для достижения таких результатов требуется около года кропотливой работы над сайтом: улучшение юзабилити, расширение ассортимента, внутренняя и внешняя оптимизация сайта.
Второй по эффективности рекламный канал — Авито. Средняя стоимость лида около 150 рублей. на наших проектах. Для этого используется автоматическая выгрузка товаров, цен и остатков с вашего сайта на Авито через API.
Для многих движков сайтов можно найти готовые решения, которые значительно сократят время разработки (пример магазина на Авито). Остальные рекламные источники были гораздо менее эффективны, если не считать стандартных историй ремаркетинга.
При сборе семантического ядра (ключевых фраз) мы обнаружили, что наибольшее количество фраз, по модели и типу телосложения, вводится на русском языке.
Например:
Для каждой марки и модели нужно проработать ключевые фразы на кириллице и транслитерации и использовать это в метаданных.
Многие сайты по этой тематике имеют более 100 000 страниц, поэтому генерацию метатегов следует производить автоматически, создавая каталог с моделями автомобилей, где будет храниться база данных марок, моделей и кузовов на русском и английском языках.
В качестве дополнительного параметра в справочнике нужно прописать год выпуска каждого автомобиля, так как многие так вводят фразы в поисковиках.
Проблемы продвижения дилерских сайтов
В качестве примера возьмем компанию, которая является одним из крупнейших дилерских холдингов и включает в себя 16 марок ведущих зарубежных компаний, широкую сеть автосалонов и сервисных центров.
1. Аффилированность сайтов дилера
Большинство автосалонов рекламируют главную страницу (мультибрендовая страница) и отдельные страницы для каждой марки (монобрендовая). Использование одинакового контента, дизайна, структуры, а также наличие торговых площадок на одном хостинге и IP приведет к появлению признаков аффилиации в выводе.
В такой ситуации в органической выдаче могут появляться как мультибрендовые, так и монобрендовые сайты, однако оба сайта пессимизируются по отдельным запросам — начинают терять позиции в ТОПе.
Как определяются партнерские сайты:
- идентичные контакты на сайте (телефон, адрес, электронная почта и т.д.);
одно и то же юридическое/фирменное наименование; - равные цены на товары;
- такое же содержание, дизайн и структура веб-сайта;
- идентичные поля в WHOIS;
- аналогичное семантическое ядро;
- связь между веб-сайтами;
- наличие сайтов на одном хостинге и с одного IP.
2. Размещение сайтов на дилерской платформе
Дилерская платформа — единая система управления и создания сайтов дилерских центров с готовыми контент-решениями для всех автодилеров.
При продвижении сайтов на торговой площадке возникают следующие проблемы:
- тот же дизайн, тот же URL, та же структура меню;
- оперативное внедрение улучшений невозможно или внедрение улучшений вообще невозможно в некоторых ситуациях.
Внедрение дилерской платформы также во многом лишает дилеров конкурентных преимуществ и ряда опций — например, сделать дизайн и структуру сайта более удобными или самостоятельно и оперативно вносить изменения в существующие шаблоны сайта (тексты, инфографику, баннеры, фото). и видео).
3. Требования импортера
Импортер предъявляет определенные требования к внешнему виду страниц и их содержанию для каждого отдельного бренда.
Поэтому вопрос согласования предложений, полезных для поисковой рекламы, но не отвечающих этим требованиям, стоит остро и может затянуться надолго.
Auto-Themed — очень конкурентная ниша, вне зависимости от специализации.
В любом случае решающим фактором является сочетание оффера и SERM (SERM работает с репутацией в поисковых системах).
Клиент сравнивает финансовую выгоду и показатели репутации, и желательно не проиграть по обоим параметрам.
Классное предложение по цене/условиям/сервису/простоте сотрудничества с плохими отзывами на самых популярных сайтах и картах не принесет вам такого же входящего трафика, как конкурент, наладивший экономическую составляющую и активно работающий с клиентами по отзывам , плюс работает над этим вопросом со своими подрядчиками SERM.
Причем это касается как крупных городов, где может не быть знакомых-советчиков, так и небольших поселков. Для того, чтобы устранить там самых крупных конкурентов в поиске, вам придется приложить немало усилий для развития хорошей репутации.
Разработка интернет-магазинов авто тематики
Мы специализируемся на разработке и продвижении интернет-магазинов автомобилей (доп.оборудование, аксессуары, запчасти для отечественных и иномарок). Поэтому я хотел бы передать рекомендации, которые доказали свою эффективность в наших проектах.
1. Во многих магазинах реализован «гаражный» функционал
возможность отображать товары для вашей модели автомобиля на одной странице и добавлять их в корзину. Когда вы нажимаете на категорию продукта, выбор продукта обновляется. После внедрения этого модуля средний чек увеличится на 15-20%.
2. Система email-рассылок
Анализируя историю заказов клиентов, можно легко понять, какой моделью автомобиля пользуется клиент.
Чтобы увеличить количество повторных заказов, мы еженедельно отправляем клиенту сводку новинок для него. Такой подход увеличивает повторные покупки в среднем на 20%.
Разработка может выполняться на стороне сайта CMS и гарантировать, что электронные письма не попадут в спам, если это возможно. В качестве теста можно использовать систему Mail Tester.
3. При разработке страницы каталога, лучше отказаться от размещения логотипов марок автомобилей
Рано или поздно представители бренда получат уведомления по электронной почте с просьбой о незаконном размещении логотипа.
4. Многие запчасти и аксессуары подходят одновременно для нескольких моделей авто
При разработке структуры дерева каталогов следует избегать дублирования карточек товаров — это навредит SEO-продвижению. Для положительного решения по заказу необходимо во всех карточках товара указать совместимость с моделью автомобиля.
5. Многие люди ищут запчасти через поисковые системы по артикулам, кросс-кодам, оригинальным номерам
Вы всегда должны указывать эти параметры в характеристиках карточки товара и вы значительно увеличите трафик с поисковых систем, артикул товара необходимо добавить в метаданные.
Performance
Поскольку конверсия в приложение значительно снизилась, в последние 3-4 месяца услуги обзвона, работающие по модели CPA, снова стали актуальными.
В связи с этим основной задачей является поиск и использование надежных лидогенераторов с высоким CR у целевого пользователя, который не исчезает, не взяв трубку при повторном взаимодействии.
Еще одна практика (актуальная и для контекста, и для таргетинга) — использование викторин, позволяющих обрабатывать холодную аудиторию (особенно актуальна для таргетинга и кампаний в РСЯ). на теплую аудиторию и при этом снизить стоимость таргетированного сообщения.
Общие тренды авто:
- ощутимое сокращение бюджетов по всем брендам;
- снижение доли РСЯ вплоть до полного отключения, ориентация на поисковое размещение;
- оптимизация количества целевых страниц;
- оптимизация затрат на коллтрекинг за счет снижения точности отслеживания трафика или перехода на статику.
Главные ошибки рекламы авто тематики
1. При оптимизации РК не учитывать данные внутренней статистики по всей воронке привлечения клиентов
Например, потенциальные клиенты, оставившие заявки, пришли в салон, но по каким-то причинам не приобрели автомобиль. Это аудитория людей, с которыми необходимо работать дальше.
Заявок можно принести много и за сравнительно небольшие деньги, но большинство из них не дойдет до регистрации автомобиля. Вернуть потенциальных клиентов необходимо с помощью ремаркетинга.
Те, кто не совершал целевых действий на сайте, либо совершал, но дальше по воронке не продвигается, а именно не приходит в салон и не покупает машину. Также нужно собирать аудитории на сайте и в CRM и строить LAL-аудитории, это помогает улучшить CR по всей воронке.
2. Недооценивать роль посадочных страниц
Можно настроить идеальные РК, но без хорошо проработанной посадочной все усилия будут напрасны.
3. Слишком мелкое «дробление» кампаний
По гео, по типу устройства и так далее. Сегодня большинство проектов используют автоконверсионные стратегии. Их использование подразумевает пересмотр структуры аккаунта. Если при этом «фрагментация» будет слишком мала, то статистика будет размыта, и изучать стратегии станет сложно.
Рекомендации по релкаме авто тематики
1. Детальное изучение РК. Для моделей, разбитых на группы, должны быть отдельные РК, например, Киа Рио, Киа Спортейдж и т. д. Должен быть отдельный РК для общих запросов по маркам, например, КИА. Запросы на транзакции, кредитные запросы должны присутствовать отдельно. Стоит пробовать общие объявления по запросам «купить машину в кредит» и т.п.
2. Правильный выбор стратегии. Кампании следует разрабатывать и максимально дробить не на уровне РК, а на уровне групп объявлений. Это позволит им научиться автостратегиям, так как кампании будут иметь широкий размах.
3. Покупайте как можно больше брендового трафика. В противном случае высоки риски отказа потенциальных покупателей, например, из-за улучшения условий у конкурента при покупке автомобиля в кредит. Если трафик бренда не компенсируется, узнаваемость бренда будет постепенно падать, а это означает, что будет привлечено меньше заявок.
4. Креативы. Для автомобильной тематики важны конкретные цифры: размер кредитной ставки, минимальная цена за автомобиль, льготы, скидки. Дополнительным плюсом является простота оформления автомобиля, то есть минимум документов, если речь идет о кредите. Ну и никто не отменял бонусы и подарки, например, каско в подарок, комплект зимней резины в подарок и т.д.
5. Регулярное тестирование. Ищите работающие механики, связывая таргетинг и креативы, например, с помощью инструмента Яндекс Эксперимент. Их можно развернуть на все РК в аккаунте и добиться лучших KPI.
Создание сайтов автомобильной тематики
При создании и работе с сайтом автомобильного дилера в современных условиях важно обращать особое внимание на:
- Наличие текущих запасов. Теперь потребитель стал еще более избирательным, особенно когда речь идет о дорогих покупках. Заходя на сайт автосалона, он не хочет купить какую-то машину, он приходит за конкретной. Несмотря на дефицит автомобилей у дилеров, необходимо обновлять раздел «Каталог»/«Автомобили в наличии», чтобы удерживать внимание пользователей. Мы отметили, что более половины посетителей посещают эту страницу органично; а если гнать на него рекламный трафик, то количество отказов уменьшается на 30-40% и общее время пребывания на сайте увеличивается более чем в два раза.
- Виджеты. Иногда кажется, что на сайте слишком много всплывающих окон для лидогенерации — но будьте уверены, все они работают. Такое количество обусловлено необходимостью «перехватывать» клиента на каждом уровне воронки продаж. Однако при настройке виджетов мы тщательно следим (и советуем вам), чтобы они были логично выстроены, сочетались друг с другом и отображались ненавязчиво, не раздражая пользователя. За последние несколько месяцев дилерские центры получили большую часть лидов с сайта из хорошо настроенных виджетов. Особенно хороши формы, содержащие интерактивный вопрос о Trade-in.
Клиенты все чаще тестируют многостраничные сайты с подробной информацией об автомобилях, так как дефицит автомобилей стимулирует целевую аудиторию к рассмотрению других марок/моделей и срок принятия решения о покупке автомобиля в целом увеличился.
Но традиционно одностраничные лендинги показывают более высокую конверсию в лиды, и, как следствие, больше клиентов прорабатывается отделом продаж.
А сайты показывают более высокие страйки за дальнейшее посещение и заключение договора, но из-за значительно большей стоимости привлечения лидов далеко не всегда эффективнее лендингов по бизнес-показателям.
В связи со значительным ростом стоимости автомобилей потерял актуальность переход на СТА с кнопкой обратной связи «Узнать цену», «Цена со скидкой», «Актуальные цены». Также, чтобы увеличить маржу от продажи, многие клиенты-дилеры перестали ориентироваться на бонусы и подарки.
В разработке для сферы авто есть несколько специфических болей.
Первая проблема — показать аналоговые детали (заменители оригиналов).
Автомобили имеют оригинальные и аналоговые детали. Аналоговые детали выглядят одинаково, имеют одинаковый функционал, но производятся разными производителями. Соответственно, их качество и цена тоже разные. Такую же деталь можно купить за 15 000 рублей, а можно купить за 3 000 рублей.
Проблема людей, торгующих автозапчастями, в том, что нужно сделать специальную навигацию по сайту, чтобы можно было сразу найти оригинальные и аналоговые запчасти для одной модели автомобиля.
1.1 Поиск запчастей и их подбор должны быть максимально удобными: по VIN коду, по номеру кузова и т.д., чтобы можно было подобрать запчасть именно для вашего автомобиля. Как это работает?
Пользователь вводит VIN-номер, система выясняет, какой у него автомобиль, и показывает запчасти именно для него. Получается мгновенная генерация каталога для автомобиля пользователя. Это не классический каталог, где товары расположены по категориям.
1.2 Внедрение и использование поиска по номеру на сайте. Кросс-номера — это номера одинаковых деталей, относящиеся друг к другу, они прописаны в кросс-базах производителей.
Перекрестные номера определяют соединение деталей и варианты их замены другими, то есть благодаря им продавец запчастей может предложить покупателю целый перечень одинаковых запчастей разных производителей по разным ценам.
Есть отдельные базы, которые позволяют искать похожие детали в кроссах. В них поставщики и продавцы автозапчастей обмениваются информацией о сшивке деталей. Такую базу данных можно добавить на сайт и упростить пользователям поиск.
Благодаря использованию кросс-базы, когда клиент ищет деталь на сайте, он видит предложения не только той детали, которую ввел в поиск, но и ее аналоги. Чем больше ассортимент предлагаемых запчастей, тем больше вероятность, что клиент найдет и купит у вас нужную ему запчасть. Также база кроссов помогает продавать неоригинальные запчасти не очень известных брендов.
Вторая проблема — управление SKU.
Когда у тебя тысячи запчастей и сотни тысяч аналогов к ним, то управление контентом может быть очень сложным. Вам нужно обновить данные, добавить новые позиции, добавить фотографии, написать характеристики товара и так далее.
Часто характеристики запчастей могут быть одинаковыми (оригинал и аналог), и контент-менеджер будет тратить много часов на то, чтобы заносить одни и те же данные в разные карточки товара.
Для наших клиентов мы разрабатываем PIM-систему наполнения и заказа SKU.
PIM-система позволяет массово редактировать описания и изображения товаров, импортировать товары, остатки на складах и цены из 1С, видеть, кто и когда вносил изменения в каталоги, позволяет «откатиться» на предыдущую версию, где не было изменений, модерировать изменения, поиск дубликатов товаров, просмотр остатков автотоваров на складах и в конкретных магазинах сети и многое другое.
Например, массовое редактирование информации об оригинальных и аналоговых запчастях увеличивает скорость работы контент-менеджера, который редактирует описание к этим запчастям (фото и характеристики товара).
Он может сразу редактировать информацию об одинаковых товарах с небольшими отличиями в больших количествах.
Это гибкий, масштабируемый инструмент, с помощью которого вы сможете создать свой уникальный каталог для любого проекта.
Много тонких настроек в формировании каталогов, способов разграничения доступа, редактирования описаний, свойств и фотографий товаров. Если у продавца не один магазин, а несколько, система PIM поможет унифицировать их управление из одного места.
Третья проблема — недостаточная автоматизированность процессов.
Автоматизация и цифровизация помогают сэкономить много денег, поэтому все, что можно автоматизировать, должно быть автоматизировано.
В сфере автозапчастей можно автоматизировать множество различных областей:
расчет стоимости доставки;
выбор пункта выдачи заказов;
печать этикеток для заказов;
обмен данными с учетными системами.
Последнее является наиболее важным, поскольку процесс обмена данными является двусторонним.
Сначала нужно описать процесс, затем настроить его так, чтобы сервис отправлял данные в учетные системы, а учетные системы отправляли данные в сервис. При интеграции все стороны (как на вашей стороне, так и на стороне учетной системы) должны быть в курсе происходящего.
Уже давно все понимают, что нужно создавать интернет-магазин и полностью оцифровывать дистрибуцию, а в городах оставить только шоу-румы с тест-драйвом.
Но ИТ-инфраструктура и процессы внутри компаний не позволяют этого сделать, хотя Tesla продает автомобили онлайн уже три года, а China около десяти лет на Alibaba.
Крупные бренды давно адаптировали свои международные сайты для российского рынка, за редким исключением вроде Kia. Местных производителей можно пересчитать по пальцам, и к западным аналогам им еще далеко.
Здесь мы наблюдаем отставание в развитии от других отраслей, таких как финансы, ритейл, рынок услуг и даже госсектор.
В основном у автобрендов есть флагманские имиджевые корпоративные сайты с каталогом и промо-сайты по отдельным моделям. Особое внимание следует уделить проработке максимально безупречных 3D-моделей и фотографий, но традиционно в нашей стране за это не привыкли платить достаточно.
Скорее всего, рынок скоро будет наводнен китайскими электромобилями из-за низких тарифов и очень быстро растущего качества китайского автопрома, а вместе с ними будут создаваться сайты и ИТ-инфраструктура.
При этом адаптировать китайские версии будет крайне сложно из-за особенностей языка и специфического отношения к интерфейсам.
Возможно, наряду с параллельным импортом следует ожидать появления сайтов европейских, корейских и американских крупных, давно известных автопроизводителей, разработанных специально для российского рынка.
Из-за политических событий и логистического коллапса российские автопроизводители либо остановили, либо резко сократили производство из-за высокой импортозависимости в поставках запчастей и комплектующих.
Не стоит ожидать, что наши бренды будут инвестировать в ИТ в ближайшие пару лет. Интересно будет посмотреть, что сделает Москвич 🙂
Современный сайт должен обеспечивать двусторонний обмен с бухгалтерскими программами (1С, Мой Склад и другие) для отображения актуальной информации о наличии автомобилей или запчастей к ним, о возможных сроках доставки, работе с рекламациями и многое другое.
Сегодня практически все крупные автодилеры имеют клиентские аккаунты и через них работают со своей целевой аудиторией. Зная VIN-код автомобиля и дату последнего обслуживания, мы можем спрогнозировать и предложить клиенту конкретные запчасти и стоимость их замены на следующем ТО.
Мобильная разработка авто тематики
В свете последних событий сразу несколько проблем. Нехватка новых автомобилей, плохое импортозамещение, отсутствие запчастей и реструктуризация цепочек поставок.
Это не могло не сказаться на проектах, которые мы сейчас поддерживаем, развиваем и запускаем. Крупные игроки начали переделывать продукты, более мелкие дилеры повернули новые направления для экономии бюджетов.
В принципе, сейчас весь рынок находится в некотором ожидании. В нашу отрасль еще не вошли новые концерны, а «местные» производители иномарок, хотя и имели высокую степень локализации, все же сильно зависят от поставок запчастей и агрегатов. Хотя в нынешних реалиях проблема даже не в запчастях, а вообще в наличии «материнских» компаний в стране.
Как долго продлится такая ситуация, несмотря на активные поддерживающие шаги со стороны государства, точно сказать никто не может.
Поэтому было вполне логично сместить акцент на продажу автомобилей с пробегом и сервисные услуги.
Внедряется большое количество сервисных программ для автомобилей с пробегом, в том числе гарантийных. Оформить новый автомобиль в лизинг или кредит уже можно и через мобильный телефон. Сервис также стал более «цифровым».
Например, в приложении «Мой Рольф» мы реализовали вход в сервис через «мобильный телефон».
Клиент выбирает дилерский центр, удобный день и время обслуживания, а также мастера, ознакомившись с его послужным списком. Документооборот также оцифровывается. Отсутствие бумаги облегчает жизнь как клиенту, так и компании.
Многие автомобильные дилеры сосредоточили свое внимание на вовлечении через игровую механику и контент.
Мы сделали несколько приложений для авторынка: приложение для сбора данных об эксплуатации автомобиля и продажи его на бирже, приложение для держателей топливных карт для сети АЗС, приложение для управления грузоперевозками логистическая компания. Вот особенности разработки приложений для автомобильной промышленности, с которыми мы столкнулись в ходе нашей работы.
Во-первых, необходима большая точность навигации.
Во-вторых, нужно хорошо понимать, как правильно пользоваться картами и ресурсами смартфона при загрузке этих карт, иначе все будет лагать и тормозить.
В-третьих, часто необходимо подключаться через сокет или ставить локальный клиент в приложении, чтобы отслеживать процессы, меняющиеся во время автомобильной поездки. Чтобы добиться всего этого, вам нужно быть крайне избирательным и осторожным в использовании потоков.
Например, если приложение может выполнять какие-то независимые друг от друга действия параллельно, на разных потоках, то лучше реализовать его так, чтобы оно не засоряло UI-поток, который постоянно занят отрисовкой карт при пользователь перемещается.
Что касается передового опыта, мы обычно используем Retrofit и OkHttp для подключения к сокету. Эти технологии позволяют поддерживать сокетное соединение и работать с динамически изменяющимися данными наиболее эффективным и удобным способом.